Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 02:55 |
МОЙ РЕБЕНОК | |
Приветствую Вас Гость |
|
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЯСЕЛЬНОГО ВОЗРАСТАНа 2-м году жизни темпы физического развития снижаются, вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м — на 2 кг (на 200-2 50 г ежемесячно). Рост малышей увеличивается на 2- м году жизни на 11-12 см, а на 3-м году — на 7-8 см. Увеличивается также окружность головы и груди, изменяются пропорции тела, так как в этом возрасте дети растут в основном за счет увеличения длины ног. Рост и развитие мальчиков и девочек в этом периоде протекают одинаково. Рост и вес ребенка можно рассчитать по следующим формулам: Рост = рост ребенка в 1 год + (5 см х на число лет). Например, в 1 год рост ребенка достигал 80 см, значит, в 2 года его средний рост должен составлять 80 см + 5 х 2 = 90 см. Вес = вес ребенка в 1 год + (2 кг х на число лет). Например, если вес ребенка в 1 год составлял 9 кг, то в 3 года его вес должен быть равен 9 + 2x3 = 15 кг. Кожа малыша нежная, легко ранимая, требует постоянного ухода. У ребенка в этом возрасте устанавливается правильный теплообмен, поэтому очень важно ни в коем случае не допускать его перегревания и переохлаждения. Скелет на этом жизненном периоде еще нежный, имеет много хрящевой ткани. Ребенок постоянно находится в движении, что дает значительную нагрузку на неокрепшие кости. На 2-3-м годах жизни совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к 3 годам составляет 28-30 ударов в 1 минуту, пульс — до 110 ударов в 1 минуту. В этом возрастном периоде особенностью является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина волос постоянно увеличивается. В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы, появляются первые клыки, затем — вторые коренные. До 2 лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов. Но это, разумеется, усредненные данные. Чаще всего к 2 годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду 10: 4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в молочном прикусе нет малых коренных зубов. Развитие органов пищеварения у детей 2-3 лет еще не завершено. Физические нагрузки в этом возрасте должны строго соответствовать уровню развития жизненно важных органов. При проведении физических занятий надо, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание. С этого возраста можно разрешать ребенку принимать недолгие солнечные ванны и купаться в открытых водоемах. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Психическое развитие и двигательные навыки Психическое развитие и двигательные навыки малыша также находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. Поэтому с ними следует больше разговаривать, общаться во время прогулок и игр. На этом этапе развития психики двигательные реакции процессе усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер. Возрастной период от 1,5 до 3 лет характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным положительным и отрицательным влияниям окружающей среды. Начало этого возрастного этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно сидеть, ходить), что создает предпосылки для качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемой ребенком информации и впечатлений об окружающем мире, расширяют возможности общения с людьми. Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладе- ние речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д. Развивается воля — стремление получить желаемое, появляется настойчивость. В 1 год 3 месяца ребенок уже вполне самостоятельно ходит, приседает, наклоняется. Важным этапом в развитии является способность малыша сесть из положения стоя, придерживаясь за опору. Он умеет воспроизводить в игре команды взрослых (накормить или уложить спать куклу, собрать пирамидку). Кроме того, малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова: «ав-ав », «би-би» и т. д. В этом возрасте ребенок может подражать движениям взрослых, желательно купить малышу раскраски и карандаши, такое занятие поможет ему развивать и усидчивость, и внимание, и фантазию. В 1 год 6 месяцев ребенок способен из предметов разной формы по предлагаемому образцу подбирать предметы аналогичного вида. Движения малыша становятся более координированными, он может перешагивать через препятствия. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, различают основные цвета. В1 год 9 месяцев ребенок способен различать 3 разных по величине предмета (маленький, средний и большой). Он начинает собирать примитивные конструкции (строит из кубиков ворота, домики). Для общения использует простые предложения, отвечает на четко поставленные вопросы. В этом возрасте малышу уже можно предоставить возможность самому одеваться или раздеваться (конечно, с помощью взрослого). 2 года — очередной рубеж в развитии. Малыш с удовольствием перешагивает через препятствия, чередуя шаг, воспроизводит ряд последовательных действий (купает, раздевает и укладывает спать куклу). Словарный запас в этом возрасте достигает 400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из 2 слов: «мама, мяч», «я — Оля», «стул сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении. Ребенок уже хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Вы поняли, что хотел сказать малыш? Повторите его слова, но в чистом варианте. Например: ребенок кричит: «Там кока». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит белая кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова (например, «вертилятор» вместо «вентилятор»). Очень полезно рассказывать что-нибудь малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлин-ский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». 2 года 6 месяцев — малыш может различать 4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый. С этого возраста просто необходимо начинать развивать (а лучше — продолжать) эстетическое восприятие малышом мира. Большое значение при этом имеют окружающие его предметы, цвет и форма игрушек, рисунок на обоях, музыка. В комнате малыша не должно быть много красного цвета, лучше использовать бледно-желтый, розовый, зеленый и голубой. Игрушки же должны быть обязательно разной формы и цвета, выполнены из разных материалов. В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно одеваться и раздеваться, но еще плохо застегивает пуговицы и не умеет завязывать шнурки. Очень любит общаться и задает свои первые вопросы: «Кто?», «Где?» 3 года — в этом возрасте малыш способен исполнять свою роль в игре. Например, играя в машинку, мальчик с удовольствием входит в роль водителя, а девочка очень любит играть с куклой, превращаясь в ее «маму». Ребенок уже может употреблять сложные предложения и вопросы: «Когда?», «Почему?» Словарный запас детей в этом возрасте достигает 1500 слов. В возрасте 3 лет часто врачи ставят диагноз «задержка речевого развития». Если ваш малыш не может построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к логопеду. Главное — сделать это вовремя. При правильном подходе в этом возрасте малыш уже может застегивать пуговицы и завязывать шнурки, вообще любит проявлять самостоятельность со словами: «Я сам». К этому возрасту ребенок вполне может убирать за собой игрушки, быть достаточно уверенным в себе, чтобы общаться с другими детьми. Возраст 3 лет называют еще возрастом упрямства. А упрямство — это противопоставление своих желаний и отстаивание их. Другими словами, к 3 годам малыш начинает осознавать себя, свою личность, свое «я» В 3 года малыши начинают отчетливее ощущать и понимать, кем они являются сейчас и кем скоро станут: будущие мужчины осваиваются в мальчишеской среде, играют с машинами и конструкторами, будущие женщины баюкают кукол и пекут воображаемые пироги в песочнице. По данным специалистов, девочек и мальчиков следует воспитывать по-разному, отчасти из-за того, что их поведение от природы различно, а причина тому — вездесущие гормоны. В 3 года мальчики и девочки любят играть в маму и папу, в семью, заботиться о воображаемых детях. Мальчики начинают проявлять сильную привязанность к своим мамам (например, чаще целуют их, дарят им сорванный во дворе цветок и т. д.) Девочки часто испытывают романтические чувства к своим отцам, говорят, что выйдут за них замуж, когда подрастут, даже ревнуют к ним своих мам. К этому возрасту развиваются элементарные эстетические чувства и познавательные эмоции: чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого возраста множества вопросов, задаваемых малышом. Следует помнить, что возраст 3 года — первый кризисный период в развитии психики человека. В этот период жизни малыша следует: - читать ребенку сказки, показывать книжки с картинками; - увеличивать число запоминаемых слов (назва ний пищи, посуды, мебели, одежды, животных, птиц, растений, частей тела, одежды и иного ка чества предметов, основных действий); - укреплять связи между предметами и обознача емыми их словами. Развивать понимание свя зей и отношений между предметами (например: «Птичка клюет зернышко»); - научить выполнять инструкции и поручения взрослого: в первом полугодии состоящие из 1-2 действий, во втором полугодии — из нескольких звеньев («Пойди туда-то», «Возьми то-то», «Принеси мне»). С целью развития физического состояния ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет следует: - совершенствовать и делать целевыми ходьбу (учить ходить по ограниченной и наклонной плоскости — по доске, перешагивать через оди ночные препятствия, удерживать равновесие), лазанье (учить влезать на стремянку, перелезать через бревно, подлезать под скамейку), бросание (учить бросать мяч в корзинку) Во втором полугодии надо развивать умение бегать, учить простейшим элементам танца. Прыгать с высоты дети второго года жизни не должны из-за особенностей анатомического строения стопы (плоскостопия); - развивать (во втором полугодии) различные под ражательные движения («Как мишка ходит?», «Как зайка бегает?»); - приучать выполнять различные действия, дви жения по словесному предложению, а в конце года — даже по словам стишка, песенки, снача ла одному, а потом и группе детей; - научить ребенка внимательно наблюдать за дей ствиями взрослого и воспроизводить их; - обучать проделывать с предметами и сюжетны ми игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии — закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии — на ливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.) Сюжетная игра на втором году жизни только зарождается (ребенок воспроизво дит отдельные действия шофера, продавца и т.д.); - развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собрать всю пирамидку); - использовать занятия с предметами для разви тия речи (называть предметы, их свойства, дей ствия с ними). Для правильного развития малыша необходимы самые разнообразные игрушки: пирамидки, матрешки, наборы для игры с песком, обручи, мячи, сюжетные игрушки (куклы (одетые), кукольная мебель, алюминиевая посуда, игрушечные животные), примитивный строительный материал, различные тачки, тележки, машины, «мелочь» в мешочке или коробочке (с 1 года 6 месяцев), песок (с 1 года 6 месяцев) и вода (к концу второго года) для игры. Для игры детей второго года жизни следует оборудовать уголок в комнате, покрыть пол чистым ковриком, так как в этом возрасте ребенок любит играть один на полу. Темперамент Для способствования правильному психическому развитию малыша необходимо знать его темперамент. Каждый ребенок — отдельный, самобытный индивидуум с личностными свойствами и реакциями, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, но которые могут порождать проблемы. Все дети уже в момент рождения весьма существенно различаются. Одни терпеливые и спокойные, другие громогласные и быстро возбуждающиеся. Одни не требуют особого внимания, а о других говорят, что они «трудные» дети. Психологи разработали систему определения темперамента маленького ребенка, исходя из 9 характерных особенностей детского поведения, таких как: - активность. Имеется в виду двигательная актив ность: сколько времени малыш пребывает в дви жении, а сколько — ведет себя спокойно; - сила привычки. Речь идет о биологических функциях организма: насколько регулярны вре мя отхода ко сну, физиологические отправле ния, появление аппетита; - согласие / неприятие — как ребенок реагирует на новые незнакомые раздражители, на новых людей, новые ситуации, сближается с чем-то но вым или, наоборот, отступает; - умение приспосабливаться — этот аспект непос редственно связан с предыдущим, но в основном здесь рассматривается, сколько времени требу ется ребенку, чтобы адаптироваться и привык нуть к ситуации. Примеры высокой и низкой приспособляемости: высокая — мама дала малышу в первый раз манную кашу, а он ее выплевывает первые два раза, но с третьего начинает есть с удовольствием; низкая — ребенок много раз5 когда ему перед выходом на прогулку пытаются надеть теплую шапочку, долго плачет и вырывается, пока однажды не замерзнет;
- сенсорный порог раздражимости — насколько сильным должен быть раздражитель, чтобы выз вать у маленького ребенка ощутимую реакцию. Пример высокого порога раздражимости: pefe- нок ударился головой, на лбу у него шишка, а он даже не обращает на это внимание. Низкий порог: ребенок просыпается даже от малейшего шума, тихого разговора; - интенсивность реакции — насколько резки и энергичны реакции ребенка: он громко плачет и громко смеется или реагирует сдержанно; - характерный настрой — можно ли сказать, что по своей натуре ребенок веселый, жизнерадост ный, всем своим видом демонстрирует радость и удовольствие, или же он больше плачет, недо волен собой и миром; - способность к концентрации — перестает ли младенец сосать в тот момент, когда кто-то вхо дит в комнату, или продолжает свое важное за нятие; - настойчивость — как быстро ребенок сдается, если в игре что-то не получается, как часто он подходит к телевизору, плите, телефону, элект рической розетке, горячему утюгу, хотя уже был наказан за это. Для определения темперамента ребенка уже в возрасте 2-3 летиспользуют нижеприведенную таблицу. По каждому из свойств темперамента вы можете обвести только одну цифру: 1 — высокая степень, 4 —низкая, 2-3 — промежуточные значения. В итоге у вас получится примерная оценка темперамента вашего ребенка, которая поможет вам лучше понять его. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сайт создан в системе uCoz |