Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 14:24

МОЙ РЕБЕНОК

Меню сайта
Наш опрос
Есть ли у вас свой сайт?
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психологическое состояние новорожденного

Психологическое состояние новорожденного

Состояние сознания новорожденного и грудного ребенка в значи­тельной мере отличается от состояния сознания взрослого челове­ка. Описать особенности состояния его сознания, чувства и ощуще­ния новорожденного чрезвычайно сложно, поскольку он не может рассказать о том, что именно переживает. Тем не менее есть возмож­ности довольно точно воспроизвести картину его переживаний. Большой вклад в эту область исследований привнес психоанализ. Было установлено, что корни шизофрении лежат в младенческом возрасте. Работая с больным шизофренией, психоаналитик уходит к самым первым дням жизни, к стадии почти абсолютной зависимос­ти. Сильно нарушенный пациент в буквальном смысле впадает в младенчество, становится абсолютно зависимым от окружения, что делает возможным непосредственное наблюдение за младенцем, с той лишь оговоркой, что пациент — взрослый человек (Винникот,


1998). Благодаря многочисленным наблюдениям описание состоя­ния сознания новорожденного еще в 50—60-е годы дал Дональд Вудс Винникот:

...вначале младенец не отличает то, что «-не-Я», от «Я». Таким об­разом, в контексте ранних связей поведение окружения предстает частью младенца в той же мере, в какой им является и поведение самого младенца, с присущими ему врожденными тенденциями к интеграции, автономии, к объектным отношениям и к удовлетво­рительному психосоматическому единству. Ребенок никогда не был матерью. Он не был даже еще и ребенком. Для него все — впервые, все является первоначальным опытом. Отсутствуют мерки. Время для него измеряется не часами или движением солнца с востока на запад, а дыханием матери и тем, как бьется ее сердце, ростом и спадом инстинктивных желаний и другими немеханическими «приборами». ... На ранних ступенях эмоционального развития, пока чувства еще не упорядочены, пока еще нет того, что можно назвать «автономным эго», ребенок ис­пытывает огромную тревогу. ...Эмоциональное страдание на этой ступени сродни панике, а паника не что иное, как защита от непереносимой муки, когда даже самоубийство представляется лучшим выходом.

Таким образом, в сознании новорожденного младенца его личное «я» отождествляется с окружающим миром. Он нахо­дится в неком недифференцированном состоянии, когда его внутреннее пространство неотделимо от внешнего мира. Винникот по этому поводу справедливо замечает, что «с точ­ки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого». В то же время по отношению к внутреннему миру младенца внешними факторами являются не только проявления окру­жающего мира, но и его собственное тело и поведение. В нем живут только чувства и ощущения, которые и есть его недиф­ференцированное «я».

Чувства и ощущения новорожденного

В результате многочисленных наблюдений психоаналитиков и пси­хиатров за своими пациентами удалось установить и описать чувст­ва и ощущения новорожденного.

Новорожденный младенец обладает чрезвычайно высокой чувствительностью, где особо следует отметить повышенную чувствительность кожи и обоняния. Рождение переносится им как страдание. Это первичное страдание может выражать­ся в таких общих переживаниях, как ощущение бесконечно­го падения, разъединения психики и сомы, переживание тревоги, страха за свою жизнь, сочетающихся с невероятной болезненностью кожи. Эти ощущения тем более впечатляю­щи, если учесть, что младенец является полностью зависимым и не может организовать защиту ни на физическом, ни на психическом уровне.

Зависимость ребенка и его потребности

Новорожденный и грудной ребенок являются абсолютно зависимы­ми существами. Именно эта идея должна определять отношение ок­ружающих к новорожденному ребенку и его переживаниям. Нахо­дясь в состоянии полной зависимости, ребенок имеет совершенно определенные потребности, от реализации которых зависит — будет он жить или нет. Эти потребности условно можно разделить на те­лесные и психоэмоциональные.

К перечню телесных потребностей следует отнести: кормление и потребность в сосании; мочеиспускание и дефекацию; потребность в физическом контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости но­шения ребенка на руках; потребность в тепле; потребность в телесном комфорте и отсутствии боли (например, неудобное положение, ко­лючая ткань или жесткая складка в одежде, травма, боль и т.д.); по­требность в безопасности, которую можно охарактеризовать как не­обходимость в защите от сильных воздействий (например, громкие шумы, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение и тд.).

К перечню психоэмоциональных потребностей следует отнести: потребность в контакте с матерью, потребность в положительных эмоциях, по­требность в познании, потребность в ощущениях (запахи, звуки, вку­сы, цвета и образы, тактильные ощущения и т.д.), потребность в об­щении. Сюда можно отнести и более тонкие потребности, которые могут быть реализованы только при человеческом контакте. Винни-кот так говорит о них: «Возможно, ребенку нужно войти в ритм ды­хания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется серд­це взрослого. Или младенцу необходимы запахи матери и отца, или звуки, которые обозначают живое, или краски, движение». Все эти потребности у ребенка существуют, но в младенчестве он не способен удовлетворять их самостоятельно. Новорожденный, нахо­дящийся в состоянии полной зависимости от взрослого, не способен отвечать за собственную жизнь, поэтому его не следует предостав­лять самому себе даже на очень короткое время. Согласно Виннико-ту, новорожденный или грудной ребенок, оставленный без присмот­ра взрослого, переживает следующий опыт: -распад на куски; - бесконечное падение; -умирание... умирание... умирание;

-утрата всякой надежды на возобновление контакта (т.е. утра­та надежды на то, что мама когда-нибудь вернется). Согласно нашим наблюдениям за новорожденными, можно уточнить характеристики опыта, переживаемого ребенком в случае плохого обращения со стороны взрослых. Новорожденный, физиологические и психоэмоциональные потребности которого удовлетворяются не в полной мере или не удовлетворяются совсем, воспроизводит в своей памяти и переживает следующие элементы опыта рождения:

-    ощущение надвигающейся опасности, страх и безысходность;

-    бесконечное падение;

-    разъединение психики и тела.

По частоте и легкости воспроизведения эти переживания в полной мере можно считать базовыми.

Таким образом, ребенок, попавший в неблагоприятную ситу­ацию, каждый раз после ощущения страха и безысходности отказывается от жизни. Гоpe новорожденного младенца не­изменно побуждает его к самоубийству, и он переживает маленькую смерть, проходя через бесконечное падение и разъединение психики и тела. Если такой опыт ребенок пере­живает регулярно, его психика будет нарушена. Зависимость младенца не заканчивается периодом новорожденности. Она продолжается в течение всего периода грудного вскармлива­ния и раннего детства. Несомненно, эта зависимость постепенно те­ряет абсолютный характер и становится относительной. Рано или поздно ребенок вырастет и обретет относительную независимость, но пока он зависим, чтобы вырасти и развиться как личности, ему жизненно необходимо получать чью-то поддержку. Если зависи­мость ребенка признают и удовлетворяют его базовые нуж­ды, он проходит через раннюю стадию полной зависимости, не испытывая негативных переживаний. Дать младенцу необ­ходимую поддержку, полностью приспособив свою жизнь к его нуж­дам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосома­тическим развитием, может только мать.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz