Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 22:40

МОЙ РЕБЕНОК

Меню сайта
Наш опрос
Как ВЫ относитесь к косметике ORIFLAME ?
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Роль матери в успешном развитии психики ребенка

Роль матери в успешном развитии психики ребенка

У новорожденного есть целый ряд психофизиологических потреб­ностей, удовлетворять которые должна его мать. Так определено при­родой. От умения матери обеспечить ребенку хороший уход, полно­стью соответствующий его потребностям, зависит полноценное раз­витие его нервной системы, головного мозга и всего организма. По­этому, говоря о формировании здоровой психики новорожденного, нельзя не затронуть тему материнства.

Понятие ^материнство* включает в себя способность жен­щины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до оп­ределенного возраста, обусловленного его физиологически­ми потребностями. Женщина устроена так, чтобы она смогла ус­пешно выполнять материнскую функцию. Ее психофизиологические особенности позволяют ей сделать это. Например, в коре головного мозга женщины имеется «сторожевой пункт», который позволяет ей слышать своего ребенка во время сна и пробуждаться в ответ на его шевеление или крик.

Подготовка женского организма к вскармливанию и выращиванию ребенка происходит еще во время беременности. Мать и дитя изна­чально представляют собой симбиотический союз и именно поэто­му после рождения ребенка только мать способна создать условия, необходимые для его успешного развития. Для того чтобы женщина смогла реализовать материнскую функцию, она обладает материн­ским инстинктом, обусловленным беременностью и родами, и ма­теринским поведением, являющимся результатом обучения и наблю­дения за поведением более опытных матерей. Материнское поведение начинает формироваться еще в детском возрасте во время наблюдений за воспитанием младших детей в семье и игр в «дочки-матери» и получает свое развитие, выражающееся в углублении мате­ринских чувств и ответственности за ребенка, в процессе продолжи­тельного грудного вскармливания.

Материнский инстинкт

Чтобы мать могла успешно справляться со своими обязанностями и организовать необходимый уход за новорожденным, полностью со­ответствующий его потребностям, она должна обладать материн­ским инстинктом и испытывать по отношению к нему материнскую любовь. Материнский инстинкт выражается в неких специальных качествах, позволяющих женщине учиться материнству и реализовы-вать уход за новорожденным. Такими материнскими качествами, от­личающими женщину-мать, можно считать способность идентифи­цировать себя с ребенком и способность приспособиться к его нуждам. Истоки материнского инстинкта, несомненно, восходят к состоянию беременности, но все же главным его пусковым механиз­мом являются роды.

Истоки материнского инстинкта

Пусковым механизмом для проявления женщиной материнского ин­стинкта по отношению к новорожденному и грудному ребенку явля­ются роды. При физиологических родах поведение женщины опре­деляется ее инстинктом и не поддается контролю сознания. Эта форма поведения относится к реликтовым, безусловным формам по­ведения, заложенным генетически.

Чем благополучнее проходят роды, чем меньше вмешательств в их ход, тем больше у женщины шансов проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью. Такие вмешательства в роды, как обезбо­ливание и стимуляция родовой деятельности, значительно снижают психоэмоциональную привязанность матери к ребенку и возмож­ность успешного грудного вскармливания. В этом отношении осо­бенно опасны эпидуральная, перидуральная, сакральная и другие виды анестезии, поскольку в результате ее применения матеря прояв­ляют безразличие к новорожденным. Согласно проведенным экспе­риментам, самки животных, которым делали подобную анестезию, покидали своих детенышей, не проявляя по отношению к ним ника­кого интереса.

Первые сутки и особенно первый час после родов — это очень важ­ный период для пробуждения и проявления материнского инстинк­та. Именно в этот период мать запечатляет своего ребенка, которого потом сможет узнать из сотни младенцев. Именно в этот момент у нее возникает привязанность к ребенку и любовь к нему. Положи­тельный импринтинг, прошедший без нарушений, как задумано при­родой, определяет качество эмоциональных взаимоотношений меж­ду матерью и новорожденным на протяжении всего периода роста и взросления ребенка. Помимо запечатления в этот момент определя­ются возможность хорошей лактации, а также способность матери чувствовать нужды ребенка и приспосабливаться к ним. Таким образом, для благополучного пробуждения и проявле­ния материнского инстинкта и материнской любви чрезвы­чайно важно, чтобы роды женщины прошли максимально физиологично. Необходимо предельно корректно приме­нять в родах стимуляцию и обезболивание, поскольку эти вмешательства нарушают пусковые механизмы материнско­го инстинкта и не дают ему проявиться, что пагубно сказыва­ется на возможности осуществления полноценного и про­должительного грудного вскармливания. Особо важное значение имеет первое знакомство матери и ребенка и при­кладывание к груди, которое должно произойти в течение первого часа после родов.

Идентификация матери и ребенка

Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность, характеризующая материнство, является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнского чутья.

Об этой замечательной способности матери чувствовать пережива­ния и потребности ребенка каждую минуту, чувствовать все измене­ния в его ощущениях и нуждах по мере его развития прекрасно пи­шет Винникот:

...будущие матери в последние месяцы беременности сосредоточе­ны на своей особой задаче, а после родов в течение нескольких не­дель и месяцев постепенно приходят в обычное состояние. [Это со­стояние Винникот называет «главной материнской заботой».] В таком состоянии мать способна поставить себя на место ребенка, посмотреть на все его глазами. Иными словами, она развивает удивительную способность идентификации с ребенком, что позво­ляет ей отвечать на его потребности с точностью, которую не освоит ни один автомат — и которой невозможно обучиться. В описываемом состоянии матери способны поставить себя на ме­сто ребенка, то есть они почти теряют себя в идентификации с ребенком, и поэтому знают о его потребностях в любой момент. В то же время они остаются самими собой и осознают свою по­требность в защите, пока пребывают в состоянии, делающем их очень ранимыми. Матери переживают ранимость, свойственную ребенку.

Мать идентифицируется с ребенком чрезвычайно сложным обра­зом: она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым чело­веком. С другой стороны, ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта, являющиеся скорее не его дости­жением, а отношениями, которые стали возможными благодаря матери. С точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Иначе го­воря, это то, что называют «первичной идентификацией». Это начало начал, отсюда получают смысл простые слова — такие, как «быть».

Важно понимать, что «я есть» — первоначально означает «я есть вместе с другим человеческим существом», которое еще не являет­ся отдельным.

Адаптация матери к нуждам ребенка

Благодаря возможности идентифицировать себя с младенцем мать может понимать его настолько, чтобы быть способной адаптировать­ся к его постоянно меняющимся нуждам. Находясь вместе с ребенком с первой минуты, мать берет на себя заботу о нем. Но чтобы эта за­бота была адекватной, матери необходимо тонко чувствовать изме­нение потребностей ребенка и приспособиться своевременно их удовлетворять. При этом она должна уметь подчинить свои действия нуждам младенца без ущерба для себя. Реализуясь как заботливая мать, женщина должна чувствовать глубокую собственную удовлетво­ренность. Испытать подобное удовлетворение ей помогает материн­ская любовь.

Материнская любовь — это первооснова жизни, любовь физическо­го свойства. Материнская забота и опека являются для младенца вы­ражением и продолжением материнской любви. Это чувство можно назвать тем изначальным, той божественной искрой, которая под­держивает в ребенке огонь жизни и позволяет ему жить. Заботясь о малыше каждую минуту, мать доказывает ему свою надежность и да­ет веру в то, что «все будет хорошо». В этом непрерывном процессе доказательства своей любви и преданности мать убеждает ребенка в необходимости жить.


В самом начале жизни младенца хорошая мать, полностью отдающа­яся ребенку и заботе о нем и осуществляющая хороший уход, закладывает основы его душевного здоровья. Все действия матери, повто­ряемые изо дня в день, даже совершенно незначительные, дают ребенку возможность ощущать себя реально существующим. Кроме того, создав благоприятные условия для развития своего малыша, мать дает ему возможность испытывать те же чувства, которые испы­тывает сама. Обладая этой способностью, ребенок может смело встретиться с окружающим миром и устремляться вперед в унаследо­ванном им процессе взросления (Винникот, 1998).

Материнское поведение

Сегодня широко распространено мнение, утверждающее, что каждая мать может хорошо ухаживать за новорожденным и грудным ребен­ком, опираясь только на материнскую интуицию. Многие исследова­тели считают, что для этого женщине вполне достаточно материн­ского инстинкта, на который можно полностью положиться. Но если бы для ухода за ребенком матери хватало только инстинкта, то у нее никогда не возникали бы бесконечные вопросы и сомнения в пра­вильности своих действий. Для осуществления полноценного ухода за новорожденным помимо инстинкта женщине необходимо сфор­мированное материнское поведение.

Материнский инстинкт и обучение

Повседневная практика показывает, что для хорошего ухода за мла­денцем наличие материнского инстинкта является необходимым, но недостаточным условием — высокоорганизованному мозгу необхо­димо обучение. Человек является высокоорганизованным существом, со сложным и развитым мозгом, поэтому у него, как и у всех живых существ, находящихся на высокой ступени развития, забота о потом­стве — это навык, полученный в результате обучения. Это хорошо видно на примере крупных обезьян, выращенных в неволе. Напри­мер, самки шимпанзе и гориллы, никогда не жившие в стае, не спо­собны выкормить и выходить новорожденного детеныша. Чтобы спасти малыша, работникам зоопарка приходится отбирать его у ма­маши. Объясняется это тем, что самки обезьян обучаются материнст­ву только в условиях естественного сообщества, наблюдая, как другие матери заботятся о своих детенышах, и принимая участие в их забо­тах. Если они миновали стадию обучения материнству, то, родив де­теныша, просто не понимают, что с ним делать. Инстинкт говорит им только о том, что ребенка надо защищать, а как за ним ухаживать, они не знают.

Женщина, не наблюдавшая за процессом выхаживания новорожден­ного и грудного ребенка и не имевшая такого опыта, так же, как и самка примата, даже при наличии материнского инстинкта не спо­собна проявить материнское поведение. У человека материнское поведение формируется по мере продолжительных повседневных на­блюдений девочки или девушки за поведением старших женщин в семье по отношению к младенцу. Если у женщины не было подобно­го опыта, то ее инстинкт будет лишен основы и не сможет преобра­зоваться в материнское поведение. Еще несколько десятилетий назад опыт ухода за младенцем передавался от матери к дочери и вопроса о правильности или неправильности приемов ухода просто не воз­никало. Сегодня эта преемственность в значительной мере утрачена, и поэтому наши современные мамы думают и гадают, как им пра­вильно ухаживать за ребенком и кого лучше слушать. В этой ситуа­ции родившая женщина может быть введена в новую для нее роль ма­тери только за счет специального обучения. Таким образом, родившую женщину можно назвать матерью только в том случае, если у нее сформировано материнское поведение, позволяющее удовлетворять физические и пси­хические потребности ребенка и обязательно включающее продолжительное грудное вскармливание. Это поведение формируется на базе материнского инстинкта под влиянием длительных наблюдений или специального обучения.

Грудное вскармливание — основа материнского поведения

Для молодой матери естественное вскармливание ребенка является наилучшим и единственным путем формирования материнского по­ведения и развития материнских чувств. Уровни материнской заботы и тревоги, степень отклика на возникающие у ребенка потребности, точность интуитивного понимания его потребностей, степень реак­ции на реальную или потенциальную угрозу, ненасыщаемая потреб­ность в общении с ребенком и радость от длительного общения — все это определяется не родами, а почти исключительно приклады­ванием к груди. Закрепление основных черт материнского поведе­ния коррелирует с длительностью грудного вскармливания, общим числом прикладываний к груди и успешностью кормления. Однако для осуществления полноценного грудного вскармливания женщи­ны нуждаются в помощи. Часто можно услышать слова: «Кормление грудью естественно — зачем же женщинам в этом помогать?» Груд­ное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения, но сегодня в довольно редких случаях оно осуществляется лишь за счет материнского инстинкта. Чтобы совре­менные женщины успешно кормили грудью, они нуждаются в обуче­нии. Это положение доказывает тот факт, что еще в начале XX века успешное грудное вскармливание осуществлялось в 97% случаев, а се­годня лишь 10—14% российских женщин кормят ребенка грудью до 3 месяцев.

Впервые родившая женщина не может точно знать, как прикладывать ребенка к груди. И ребенок, хотя и в состоянии сосать, иногда не за­хватывает грудь ртом в достаточной степени. И матери, и малышу требуется помощь в обучении этому. Приложить ребенка к груди очень просто для матери, знающей, как это делается, однако она должна это знать и уметь. Если же ребенок неправильно берет грудь, это может вызвать целый ряд проблем и в конечном итоге отказ от кормления грудью, что и наблюдается сегодня в массовом порядке. Кроме обучения самой технике правильного прикладывания малыша к груди, женщины нуждаются в большом количестве других подска­зок. Они не могут подобрать удобную позу для кормления, не знают, как часто кормить малышей, давать ли им воду и другие виды пита­ния, что делать, если воспалились соски, возникла боль в груди, как справиться с избытком или недостатком молока и т.д. Молодые мате­ри нуждаются в помощи человека, разбирающегося в этих вопросах. Таким образом, грудное вскармливание является главной со­ставляющей материнского поведения, но для его успешного осуществления молодая мать нуждается в обучении. Женщи­на, вступающая на путь материнства, нуждается в том, чтобы кто-то более опытный ввел ее в новую роль матери.

Этапы формирования материнского поведения

Материнское поведение формируется у женщины как биологическо­го и социального существа в несколько этапов. Эти этапы сменяют друг друга по мере роста и развития девочки — девушки — женщины, под воздействием ее собственных ощущений, впечатлений и наблю­дений.

1 этап, бессознательный. Этот этап женщина проходит в грудном и раннем возра­сте в процессе правильного ухода и грудного вскармливания ее са­мой. Именно ее младенческие впечатления впоследствии послужат основой для неосознанного повторения того или иного поведения матери по отношению к новорожденному и грудному ребенку.

2 этап, подготовительный. Этот этап девочка и девушка проходят в процессе по-

вседневных наблюдений за поведением других матерей в отношении новорожденных и грудных детей. Помимо пассивных наблюдений на подготовительном этапе девочка — девушка принимает участие в уходе, помогая старшим женщинам. Финалом подготовительного этапа является собственная беременность женщины и ожидание по­явления своего первого ребенка.

3 этап, непосредственного обучения. Начинается с рождением первого ребенка и

первым прикладыванием новорожденного к груди в физиологичес­кие сроки. Этот этап продолжается в течение первых месяцев жизни младенца при обучении женщины более опытными матерями.

4 этап, накопления материнского опыта. Этот этап женщина проходит с момен-

та приобретения опыта материнства, который формируется пример­но к году, в процессе обмена опытом между матерями и рождения у нее двух последующих детей, до наступления 4-х родов.

5 этап, зрелое материнство. Этот этап наступает с момента рождения 4-го

ребенка.

 

Психологические особенности женщины, способствующие формированию материнского поведения.

Чтобы женщина стала полноценной матерью, ей необходимо прой­ти все этапы формирования материнского поведения. Психологиче­ские особенности женщины способствуют этому процессу, помога­ют ей наилучшим образом выполнить материнскую функцию. Пере­числим основные психологические особенности, которые являются стимулами для совершенствования материнских качеств.

Поклонение большой матери. Каждая мать, как новоиспеченная, так и опытная, нуж­дается в покровительстве некоей большой матери, старшей по возра­сту и по наличию опыта материнства. Это некая недосягаемая иде­альная мать, которая достигла совершенства в искусстве воспитания детей и всегда доброжелательна. Она может поделиться опытом, под­сказать и поправить в какой-либо бытовой ситуации, и в то же время может простить все ошибки, пожалеть и защитить не только ребен­ка, но и менее опытную мать. Каждая мать невольно ищет такого по­кровительства и стремится соответствовать этому идеалу.

Страх перед крадущей матерью. Это чувство испытывает каждая женщина после первых родов по отношению к любой другой женщине, более умело и решительно обращающейся с ее ребенком. Например, такие чувст­ва женщины часто испытывают по отношению к медперсоналу ро­дильного дома, детской больницы и по отношению к собственной матери, бабушке ребенка. Этот страх является архетипичным. Его природа лежит в основе взаимоотношений между самками в группе. Опытные самки приматов, живущих группой, очень внимательно на­блюдают за молодыми первородящими самками. Если они видят, что молодая самка неумело обращается с малышом, то они просто заби­рают его у матери и воспитывают и вскармливают без ее участия. У народов, сохранивших первобытную культуру, тоже есть обычаи, со­гласно которым более опытные матери могут забрать у молодой женщины ребенка в наказание за то, что она плохо ухаживает за ним. Таким образом, это чувство для молодых матерей является стиму­лом для более совершенного овладения навыками в уходе за ребен­ком. Интуитивно женщина не хочет оказаться на месте той, у кого забрали ребенка из-за ее материнской несостоятельности. Подоб­ный факт являлся бы неоспоримым доказательством того, что она плохая мать.

Соревновательность с другими матерями, равными по опыту. Практически каждая молодая мать, родившая первого или второго ребенка, при­мерно через 2—3 месяца после родов стремится к общению с други­ми матерями, чтобы поделиться своими достижениями и узнать, как ухаживают другие матери за своими детьми. Интуитивно неопытные матери стремятся сравнивать разные приемы ухода, чтобы убедиться в правильности своих действий, почерпнуть новую информацию или уточнить имеющуюся и выделить те методы, которые наилуч­шим образом способствуют развитию ребенка. Такое общение позволяет матерям приобрести ощущение материнской состоятельности, гордость за успехи своего ребенка и уверенность в своих силах.

Основные принципы материнского поведения

Материнское поведение не является чем-то абстрактным, а проявля­ется в конкретных действиях матери в ответ на потребности ребен­ка. Исходя из особенностей психики новорожденного и грудного ре­бенка, материнская забота должна выражаться в следующем:

1. Обеспечение малышу чувства полной безопасности (поддерживающее окру-

жение), поскольку только ощущение защищенности является гаран­том развития здоровой психики. Ухаживая за новорожденным, следу­ет учитывать, что, пережив родовой стресс, он, как и всякий человек, переживший тяжелое потрясение, нуждается в многократном и даже постоянном подтверждении того факта, что он находится в безопас­ности. Поэтому матери необходимо доказать ребенку, что она всегда рядом и всегда придет к нему на помощь. Всякий крик малыша не должен оставаться без эмоционального отклика матери — даже если она ничем не может помочь ребенку, она должна носить его на руках, сопереживать ему и стараться утешить.

2. Продолжение атбиотического единства матери и ребенка, выражающееся

в продолжении практически непрерывного физического и эмоцио­нального контакта между ними, грудном вскармливании и сохране­нии элементов внутриутробной жизни.

3. Адаптация матери к психофизиологическим потребностям новорожден-

ного и к особенностям его возрастного развития; своевремен­ные изменения в уходе и воспитании грудного ребенка. Кроме этих основных принципов, материнское поведение выражает­ся в ряде определенных действий. Подробнее элементы материнско­го поведения мы будем рассматривать ниже, говоря о мягкой адапта­ции новорожденного к условиям внеутробного существования и об уходе за ним.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz