Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 03:32

МОЙ РЕБЕНОК

Меню сайта
Наш опрос
Как ВЫ относитесь к косметике ORIFLAME ?
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Водные роды

В нашей стране идея водного рождения распространилась благодаря И.Б. Чарковскому, который активно ее популяризировал в 70—80 го­ды XX века. Благодаря этому сегодня практически каждый россиянин знает о возможности родов в воду.

Роды в воду всегда пропагандировались как альтернатива медицинско­му родовспоможению. Они отличаются от традиционного ведения ро­дов тем, что роженица погружается на схватках и потугах в ванну или бассейн с теплой водой. Самым важным считается момент первого контакта головки ребенка с водной, а не с воздушной средой. Поэтому роженица должна обязательно войти в воду на потугах, когда начина­ет врезываться головка ребенка. Декларируемый смысл рождения в во­ду состоит в возвращении новорожденного в условия, приближенные к внутриутробным, т.е. возвращение к пребыванию в амниотической жидкости, и смягчении тем самым перехода в новые условия сущест­вования. Практическим воплощением идеи водных родов в жизнь в России занимаются так называемые «духовные акушеры». Подавляю­щее большинство водных родов происходит на дому в ванне. Несмотря на широкую популярность водных родов, их целесообраз­ность и декларируемые преимущества вызывают серьезные сомне­ния. Именно в связи с неоправданно широкой популярностью вод­ных родов возникла необходимость рассмотреть эту методику в настоящем учебном пособии.

преимущества водных родов

Чтобы привлечь сторонников к идее возвращения человечества в ми­ровой океан, активно велись поиски преимуществ водных родов и недостатков клинических родов. Основным аргументом «за» водные роды считается смягчение или даже снятие родового стресса у ново­рожденного, за счет «мягкого» перехода в теплую и «привычную вод­ную среду». Сторонники идеи водных родов утверждают, что внутри­утробно ребенок находится в невесомости или полуневесомости за счет водной среды. Кроме этого, плод окружает почти полная тиши­на (он слышит только сердцебиение матери и приглушенные внешние звуки), темнота, постоянная температура и привычные запахи. Поэтому после рождения младенец испытывает шок в первую оче­редь от «гравитационного удара», который обрушивается на него «при переходе из водной среды в воздушную», а также от громких звуков, яркого света и незнакомых запахов. Пересечение пуповины заставляет младенца резко вдохнуть и обжечь легкие кислородом. Ес­ли же родить младенца в воду и избежать действия стресса, то ему можно подарить возможность уподобиться древнеегипетскому жре­цу или фараону, которых, по мнению адептов водных родов, рожали в воду.

Помимо преимуществ для ребенка, водные роды дают преимущества и самой роженице. Благодаря расслабляющему воздействию воды у женщины становятся менее интенсивными боли и более эффектив­но идет раскрытие шейки матки. Домашняя обстановка, в которой, как правило, происходят домашние роды, позволяет женщине чувст­вовать себя более комфортно и спокойно, что тоже улучшает ее со­стояние и впечатление от родов. Кроме этого, водные роды представ­ляют как более эстетичные. Рассмотрим все эти доводы подробнее.

Свет и температура

Новорожденный действительно попадает из темноты в яркий свет, а из условий постоянной температуры примерно 37,5 градусов в холод (даже если в помещении +25 °С). Однако создание более благопри­ятных условий в этом отношении, например, включение приглушен­ного света, комфортная температура окружающей среды, мало связа­ны с водными родами как таковыми и вполне могут быть созданы вне бассейна. Более того, новорожденный готов к перепаду температур и легко его переносит благодаря физиологическому родовому стрессу, способствующему адаптации к новым условиям жизни. Поэтому до­статочно, чтобы температура окружающей среды была комфортной для матери. Следовательно, обеспечение приглушенного света и ком­фортной температуры в помещении, где проходят роды, совершенно не связано с родами в воде.

Звуки и запахи

Нельзя согласиться с утверждением, что плод из тишины попадает в мир громких звуков и сильных запахов, которые вызывают у него шок. Фоновый шум в матке составляет около 90 Дб, к нему добавля­ются приглушенные внешние шумы, уровень громкости которых со­ставляет от 10 до 30 Дб. Такие акустические условия можно сравнить с пребыванием в цехе, где работает 10 отбойных молотков. Поэтому родившийся младенец попадает не в грохочущий мир, а в мир оглу­шающей тишины, где проносятся лишь обрывки звуков. Обоняние плода тоже имеет свои особенности. Внутриутробного младенца ок­ружает мир постоянных, сплошных запахов за счет околоплодной жидкости, постоянно присутствующей в его носоглотке. Запах амни-отических вод является привычным фоном. После рождения ребенок попадает в условия новых запахов, которые не ощущаются как сплошной, а распадаются на обрывочные. Хотя обоняние новорож­денного в несколько раз острее, чем у взрослого человека, травма­тизм внешних запахов может заключаться только в их новизне, а не в силе. Исключить негативное воздействие новых запахов на обоня­ние новорожденного можно, оставив его рядом с матерью, которая источает букет привычных для ребенка запахов. Это условие как нельзя лучше можно выполнить на суше, и для этого не надо погру­жаться в воду, содержащую инородные запахи.

Воздействие гравитационного поля Земли

Самым главным аргументом в пользу водных родов является утверж­дение, что плод из невесомости попадает в мир, где действует сила тяжести, и получает сильнейший «гравитационный удар». Николай Ерошенко, руководитель одного из клубов водной культуры, в статье о водных родах, опубликованной в одном из журналов для родителей в 1995 г., пишет: «Травматизация при встрече с гравитацией уменьша­ется при водных родах. В этом случае ребенок может ощутить эф­фект невесомости, действие же гравитации снижено настолько, что на развитие мозга высвобождается в 4 раза больше энергии». Чтобы разобраться в справедливости этого смелого заявления, обратимся к курсу физики и подробнее рассмотрим с этой точки зрения условия внутриматочного существования.

Каждому телу, обладающему массой, присуще гравитационное поле, или поле силы тяжести. Действие силы тяжести Земли распространя­ется на все объекты, которые находятся в ее гравитационном поле. Свидетельством этого является симмегрия, свойственная биологичес­ким объектам. Именно под воздействием силы тяжести нашей плане­ты уже на 4-й неделе жизни у эмбриона появляется билатеральная (двухсторонняя) симметрия. Растения, которые выращивали в космосе в условиях невесомости, не могли нормально развиваться, потому что теряли пространственную ориентацию. Попытка вырастить в невесо­мости эмбрион лягушки привела к его гибели, а это означает, что для развития биологических существ воздействие тяготения необходимо. Таким образом, утверждение, что на эмбрион и плод, окруженный ам-ниотической жидкостью, не действует гравитация, не только неверно, но и безграмотно. Находиться на поверхности Земли и не испытывать воздействия силы ее тяжести невозможно, причем это воздействие не зависит от того, в воздушной или водной среде вы находитесь. Однако любое тело, погруженное в жидкость, помимо силы тяжести испытывает действие архимедовой силы, или выталкивающей силы воды, которая компенсирует действие силы тяжести и облегчает вес ребенка. Такая ситуация возможна примерно до 28-й недели бере­менности, когда вес плода и околоплодных вод почти сопоставимы.

Начиная с того момента, когда объем младенца и амниотических вод становятся равными, воздействие архимедовой силы прекращается. Это происходит примерно на 27—28-й неделе беременности. (Уже в 28 недель вес плода составляет около 1000 г, а вес амниотических вод — около 700 г, а после 30—32 недель вес плода составляет уже около 1400 г при том же объеме околоплодной жидкости.) Внутриут­робная ситуация осложняется еще и тем, что после 32 недель бере­менности значительно выросший плод довольно плотно облекается тканями матки и начинает испытывав ее давление. Околоплодные воды в данном случае обеспечивают равномерное распределение давления матки и предохраняют органы и ткани младенца от дефор­мации. Таким образом, помимо привычного давления и воздействия силы тяжести, с этого срока беременности ребенок начинает испы­тывать давление стенок матки. Значит, и с учетом архимедовой силы на последних месяцах беременности плод не может испытывать об­легчения веса, или состояние «невесомости». Во время родов для рождающегося младенца ситуация еще более усу­губляется: в процессе родовых схваток и прохождения по родовым пу­тям плод испытывает колоссальное давление, которое заставляет кос­ти его черепа надвинуться друг на друга. Поэтому после появления на свет он испытывает чувство облегчения независимо от того, в какую среду он попал — водную или воздушную. Кроме того, рождение в вод­ную среду не может дать младенцу существенного облегчения. По это­му поводу профессор Э.К Айламазян в статье «Роды в воде» пишет: «Что касается гидравлической теории защиты плода от перепада давления на головку в родах и о продлении существования плода как бы в амни-отической жидкости, то она в высшей степени механистична и крити­ки не выдерживает. Достаточно сказать, что давление на головку плода при родах в воде снижается незначительно — на 30—40 мм вод. ст. Кроме того, органы брюшной полости перемещаются в результате ги­дростатического давления к диафрагме, что затрудняет дыхание». Таким образом, утверждение, что плод находится в состоянии неве­сомости и не испытывает воздействия силы тяжести, неверно. Более того, воздействие силы тяжести необходимо для правильного разви­тия и эмбриона, и плода. Неверно также и мнение, что водные роды смягчают «гравитационный удар» и корректируют родовой стресс. Поскольку, проходя по родовым путям, плод испытывает чрезвычай­но большое давление, после появления на свет он испытывает облег­чение независимо от того, в водную или воздушную среду родился. Таким образом, в этом отношении водные роды не дают ребенку тех преимуществ, на которых настаивают сторонники этого метода.

Первый вдох

Внутриутробно легкие плода заполняют околоплодные воды, кото­рые в процессе прохождения по родовым путям просто выжимают­ся. После рождения деформированное тело новорожденного начинает расправляться, и в опустошенные легкие всасывается атмосфер­ный воздух (или вода). И рефлекс задержки дыхания новорожденно­го не всегда может противостоять физическому эффекту «вакуумной бомбы», благодаря которому и происходит первый вдох. Поэтому в результате водных родов бывают случаи нагнетания в легкие ребен­ка воды, а в результате — аспирационная пневмония. Кроме того, первый вдох никак не связан с несвоевременным пересечением пу­повины, а только с физиологией родов.

Приведем как иллюстрацию цитату из вышеуказанной статьи про­фессора Э.К. Айламазяна:

Сторонники родов в воде, как правит, отрицают возможность первого вдоха ребенка под водой.

Мотивация проста — в своей практике они не наблюдали подоб­ных случаев. Теоретическое обоснование этому они видят в том, что после рождения головки грудная клетка и легкие плода еще сжаты в родовом канале. При этом игнорируется реакция дыха­тельного центра на гипоксию, которая более чем возможна при нахождении новорожденного под водой даже в течение нескольких минут после рождения, при обвитии пуповины. Никогда нельзя ис­ключать и риск начавшейся внутриутробной гипоксии во втором периоде родов.

Риск аспирации воды природах в воде признается всеми: и сторон­никами, и противниками метода. Известно, что внутриутробная аспирация амниотической жидкости плодом в результате «дыха­тельных» движений происходит всегда, она физиологична и явля­ется обязательным условием адекватного развития легких и их постнатальной функции. Во время нормальных родов амниотиче-ская жидкость «выжимается» из бронхиального дерева плода. Даже при кесаревом сечении, когда этот процесс отсутствует, сущест­венно нарушается последующая адаптация новорожденного к ок­ружающей среде. В литературе описаны случаи расстройств ды­хания и судорожные припадки у новорожденных после родов в воде. Их принято связывать — и справедливо — с попаданием водопро­водной воды в организм младенца и развитием гемодилюции и гипо-натриемии.

Таким образом, и в этом отношении у водных родов нет преиму­ществ. Напротив, здесь видится явная угроза здоровью младенца, ко­торой можно легко избежать — просто не погружаться в воду.

Облегчение родовых болей

Одним из немаловажных доводов в пользу водных родов считают об­легчение родовых болей женщины на схватках. Теплая вода в первом периоде родов оказывает расслабляющее и обезболивающее дейст­вие. Действительно, через 10—15 минут после погружения в ванну болезненность схваток становится менее интенсивной, а раскрытие шейки матки благодаря общему расслаблению роженицы идет более

эффективно. Однако в состоянии релаксации женщина находится примерно 1—1,5 часа, а затем родовые боли вновь усиливаются и темп раскрытия шейки матки приостанавливается. Если роженица остается в воде 2—3 часа, то в результате перераспределения крово­тока и замедления работы задней доли гипофиза течение родов за­медляется.

Следует отметить, что женщины с хорошей психологической подго­товкой, способные на схватках эффективно расслабляться, не испы­тывают сколько-нибудь серьезных болезненных ощущений и без применения теплых ванн. Истинная болезненность возникает при практически полном раскрытии шейки матки и в потужном периоде. Однако именно в периоде изгнания погружение в воду не оказывает облегчающего воздействия. Именно на потугах роженица стремится выйти из воды, что отмечал еще Мишель Оден. Приведем еще одну цитату из статьи профессора Э.К. Айламазяна: ...в специализированных учреждениях, поддерживающих методику родов в воде и оказывающих роженицам соответствующую по­мощь, меньше 30% женщин рожают непосредственно в воде. Абсо­лютно большая часть женщин находится в ванне/бассейне лишь до начала периода изгнания для них декларируемые преимущест­ва родов в воде исчерпываются аналъгетическим и седативным эф­фектом теплых ванн (обычно в дополнение к медикаментозному обезболиванию) и безусловно положительным влиянием на родовой акт комфортной, индивидуально ориентированной обстановки, равно как и предварительной подготовкой женщины к родам. Это действительно важные моменты для любой рожающей женщины, но причем здесь «роды в воде*?

Важным аргументом в пользу родов в воде является снижение рис­ка воздействия на плод наркотических анальгетиков, традицион­но используемых для обезболивания родов. Это справедливо. Но и это преимущество реализуется достаточно редко —многие жен­щины, рожающие в воде, судя по публикациям, все-таки получают медикаментозную поддержку, в том числе наркотические анальге­тики.

Таким образом, воду можно использовать во время схваток для облег­чения родовых болей и общего расслабления роженицы. Однако не­обходимо следить, чтобы женщина находилась в воде оптимальное время, а также следует учитывать, что это обезболивание не является гарантированным. Во время потуг роженица стремится выйти из во­ды, что является ее личным бессознательным стремлением.

В древности в воду рожали фараонов

Очень часто идеологи, выступающие за водное рождение, ссылают­ся на водные роды в древности. Как правило, в пример приводятся Древний Египет и русская деревня. Приведем цитату из упоминав­шейся статьи Николая Ерошенко: «Древние египтяне начали с погружения под воду женщин, у которых предвидели тяжелые роды, и уже они отметили, что дети, рожденные под водой, имели более благо­приятное физическое и психическое развитие, чем обычные дети. Именно с этого времени привилегию водного рождения стали ос­тавлять за жрецами, прорицателями и фараонами». Это мнение и верно, и неверно. Неверно оно, во-первых, потому, что никому до­подлинно неизвестно, с чего начали древние египтяне. А во-вторых, потому, что в высказанной позиции не учтены культовое значение воды и мировоззренческая позиция людей тех далеких историчес­ких времен. Давайте рассмотрим представления древних о воде и водном рождении, которое определялось их мифологическим отно­шением к жизни.

В древней мифологии вода является двояким символом, стихией смерти-возрождения. С одной стороны, считалось, что текущая вода (вода в движении: дождь, река, ручей, любой поток) обладает очисти­тельной и оплодотворяющей силой. Поэтому русалка-берегиня, жи­вущая в реке или ручье, является силой, обеспечивающей урожай. Представление об оплодотворяющей силе воды отразилось также во множестве древних обрядов, к которым, например, можно отнести валяние в росе бесплодных женщин, стремящихся забеременеть. Не меньшее количество обрядов отражает представление об очисти­тельной силе воды, например, «в Славонии до восхода солнца девуш­ки шли умываться к источнику или колодцу, чтобы лицо было краси­вым и чистым». К очистительным обрядам относится и христиан­ский обряд крещения в струящихся водах реки. С другой стороны, стоячая вода — это стихия смерти. Море является царством богини смерти Моры (Морены, Маринки), куда отправляют­ся души умерших. Это было отражено в древней погребальной обря­довости, согласно которой покойника укладывали на плот и сжигали на реке. Считалось, что по реке его душа скорее достигнет моря — царства смерти. В Индии, стране, где особо чтятся древние мифологи­ческие традиции, этот обряд погребения сохранился до сих пор. Таким образом, культовое значение воды отражает представление о связи смерти и рождения: богиня, живущая в реке, дает новую жизнь и урожай, а богиня, живущая в море, забирает души умерших. Эти представления полностью переносятся на процесс внутриутробного развития и рождения человека. Внутриутробное дитя, развивающее­ся в амниотической жидкости, — это потустороннее существо, пре­док, умерший человек, чуждый живым. Для того чтобы он приобщил­ся к земной жизни, он должен быть омыт текущей водой и пройти огненное рождение. Излитие плодных вод вместе с рождающимся ребенком, в представлении древних, это естественный механизм приобщения души умершего к земной жизни, а появление ребенка из темноты под лучи дневного света — его огненное рождение. Таким образом, обычное рождение в воздушную среду как нельзя лучше позволяет душе умершего приобщиться к земной жизни.

Итак, внутроттробный плод считался потусторонним существом, душой умершего, которая обладала сверхъестественными возможностями. Эти возможности были очень полезны для медиумов-предсказателей, кото­рые постоянно имели дело с потусторонними силами, и для некоторых жрецов. Чтобы сохранить у рождающегося ребенка сверхъестественные качества, свойственные потустороннему существу, ему необходимо бы­ло остаться нерожденным, жителем царства смерти. Для этого будущего медиума рожали в особых условиях Подготовленную женщину с нача­лом родовых схваток спускали в подземелье, освещенное лишь светом факелов. Там она дожидалась потуг, чтобы погрузиться в небольшой бас­сейн (стоячая вода — символ смерти), в котором и происходило рожде­ние медиума. Цель древнего обряда состояла в сохранении у новорож­денного младенца статуса потустороннего существа — живого умерше­го, который никогда не мог стать равным живому человеку. Этим обряд не ограничивался. Мать и дитя оставались в подземелье еще некоторое время, и только к 40-му дню постепенно, с предосто­рожностями и различными ритуалами выходили на свет. Затем ново­рожденного воспитывали особым образом, что позволяло развить и сохранить в нем сверхъестественные способности. Что же касается водного рождения фараонов и высших жрецов, то, с точ­ки зрения мифологического миросозерцания древних, это было просто немыслимо. Фараон считался сыном Ра — бога Солнца, поэтому мысль о рождении сына огненной стихии в воду была просто невозможна Выс­шие жрецы являлись помощниками сына бога Солнца и поэтому тоже не могли рождаться в воду. Это непрезентабельное право соединять мир усопших и живых отводилось главным образом медиуму-предсказателю, который, выполняя эту функцию, не имел права на мирскую жизнь Современные водные роды в свете этих мифологических представ­лений предстают далеко не в выгодном свете. Кроме сохранения за ребенком статуса покойника они ничего ему не дают, поскольку по­сле водного рождения полностью отсутствует воспитание, необходи­мое для сохранения и развития сверхчувствительности. Но если ро­дители хотели получить не медиума, а нормального ребенка, то за­чем они сохраняли за ним статус покойника? Интересно, что в русской деревне тоже были родильные обряды с участием воды. Если женщина никак не могла разродиться, для нее выдалбливали из цельного куска дерева «домовину» (гроб), в которую наливали воду и предлагали роженице сесть или стать над ней, что­бы ребенок, родившись, попал в «домовину». Это считалось очень эф­фективным, но крайним средством, когда хотели сказать, что этого ребенка живым не считают. Таким образом пытались обмануть смерть, уверить ее, что ребенок не нужен родителям, тогда она при­мет жертву и поможет дитяти родиться. Однако у ребенка, рожденно­го таким образом, была незавидная судьба — у него не было перспек­тив создать семью, ведь кто захочет жить с покойником. Единствен­ное, что ему оставалось, это отдаться служению Богу.

Иногда, доказывая целесообразность и положительное значение вод­ных родов, приводят ссылки на водные роды на островах Океании и в племенах Южной Америки. Следует заметить, что в побудительных мифологических мотивах подобных ритуалов может разобраться только специалист-этнограф, а вовсе не акушер. Поэтому, прежде чем опираться на эти факты как на аргументы в пользу водных родов, не­обходимо разобраться в мифологических основах родильной обря­довости этих народов, поскольку их бытовая жизнь теснейшим обра­зом связана с мифологическими представлениями о мире.

Эстетичность водных родов

Довольно часто водные акушеры, говоря о преимуществах водных родов, приводят их большую эстетичность, но обычно не указывают, с какими родами они их сравнивают. Если это сравнение касается ро­дов в обычном роддоме, где роды проводят как хирургическую опе­рацию на акушерском столе, то, конечно, водные роды более эсте­тичны. Следует учитывать, что в таких родах женщина уже в предро­довой палате попадает в условия незнакомой обстановки и теряет чувство уверенности и комфорта. Окончательно этот комфорт раз­рушается для роженицы видом медицинских инструментов и прове­дением любых медицинских вмешательств. В результате возникшего психологического дискомфорта женщина может испытывать более сильные болевые ощущения, чем должно быть в норме. А когда начи­наются физические страдания, заканчивается эстетичность. Однако этого нельзя сказать о естественных родах. Если женщина находится в психологически комфортной обстановке, если она обу­чена технике расслабления и дыхания, роды не вызывают у нее стра­даний. Во время таких родов примерно до раскрытия шейки на 7— 10 см внешние наблюдатели могут даже не подозревать, что женщи­на рожает — настолько роженица справляется с болевыми ощущени­ями. Следует отметить, что для релаксации она не нуждается в погру­жении в теплую воду и не стремится туда войти. Первые болевые ощущения появляются перед практически полным раскрытием шей­ки матки во время очень частых схваток. Общая продолжительность подлинно болезненных ощущений составляет примерно 30 минут — 2 часа. Но даже тогда, когда роды стали болезненными, они не выгля­дят неэстетично. Женщина уверенно двигается, подбирая удобную позу, по ее действиям не заметно, что она страдает. Напротив, она за­нята поиском максимально выгодной позиции для появления ребен­ка на свет. Более того, естественные роды бескровны. Во-первых, по­тому что у женщин очень редко возникают разрывы, а если и возникают, то незначительные. Во-вторых, послед тоже рождается бескровно, и только через 5—10 минут после его рождения у родиль­ницы начинаются кровянистые выделения. Таким образом, естест­венные роды очень эстетичны, но дело в том, что никто из водных акушеров с такими родами просто не знаком.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz