Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 07:36

МОЙ РЕБЕНОК

Меню сайта
Наш опрос
Позволяете ли Вы своим детям играть в компьютерные игры?
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наиболее распространенные ошибки в уходе

Наиболее распространенные ошибки в уходе и воспитании ново­рожденных и грудных детей, ведущие к стрессу, целесообразно раз­делить на следующие группы:

    психоэмоциональная депривация, т.е. лишение ребенка возмож­ности удовлетворять базовые нужды, необходимые для полноцен­ного психоэмоционального развития;

    вмешательство в естественное функционирование организма ре­бенка;

    неблагополучная адаптация к новому пространственному объе­му;

    насилие и жестокость;

    другие ошибки.

Психоэмоциональная депривация

Психоэмоциональная депривация выражается, прежде всего, в разру­шении физического и эмоционального контакта с матерью и впос­ледствии приводит к отсутствию благоприятного впечатления о мире, комплексу обиды и тревоги, разрушению чувства уверенности в себе, затрудненной социальной адаптации и антисоциальному пове­дению. К психоэмоциональной депривации приводят следующие ошибки.

Отсутствие чуткости матери к нуждам ребенка выражается в том, что мать не­чувствительна к сигналам ребенка и приходит к нему на помощь слишком поздно. Результатом этой широко распространенной ошибки является нарушение психоэмоционального контакта мла­денца с матерью, антисоциальное поведение и отсутствие сочувствия и сопричастности. Воспитание сострадания и чуткости начинается с материнской способности не только быстро реагировать на возник­шие нужды младенца, но и предугадывать их возникновение.

Неудовлетворительный холдинг, который выражается главным образом в ограни­чении пребывания ребенка на руках у матери или в неловком ноше­нии ребенка. Отсутствие хорошего холдинга влияет также на форми­рование познавательного интереса ребенка. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается именно тогда, когда мать решает «не приучать ребенка к рукам».

Раздельный сон матери и ребенка, и особенно те минуты одиночества, на которые обречен ребенок после пробуждения, пока мать не подошла к нему, приводят к постоянному переживанию тревоги и отсутствия защиты, утрате веры, что мама вернется. Раздельный сон является причиной нарушений сна и ночных кошмаров, переживаемых вплоть до взрос­лого возраста. Кроме того, раздельный сон является причиной вне­запной детской смерти.

Искусственное вскармливание приводит к разрушению полноценного контакта с матерью даже в том случае, если во время кормления она держит ре­бенка на руках. Разрыв этой цепочки сотрудничества представляет собой глубочайшую драму для внутреннего мира ребенка не столько потому, что не могут быть адекватно удовлетворены его потребности в питании, а почти исключительно вследствие разрушения физичес­кого «убежища» любви и защиты, которое прочно связано в его со­знании с актом кормления и радостью общения с матерью во время этого кормления. Знакомство и привыкание ребенка к бутылочке оз­начает инверсию в его сознании, это первый этап на пути последова­тельного разобщения с близкими, с первым опытом еще неосознан­ного детского счастья, пути усугубления одиночества. Опыт, приоб­ретаемый ребенком при «бутылочном» кормлении, всегда несет в се­бе риск превратиться в опыт взаимодействия с предметами, но не с людьми, и это не может не иметь значимых отдаленных последствий как для его личной судьбы, так и для общества в целом.

Кормление строго по часам является результатом ошибочного представления о грудном вскармливании как о средстве для удовлетворения только лишь пищевой потребности, когда не учитываются более глубокие психоэмоциональные и физиологические связи младенца с матерью.

Результатом строгого соблюдения режима кормлений является час­тый и продолжительный плач малыша, переживание телесного и ду­шевного дискомфорта. Эти переживания, в свою очередь, приводят к разрушению благоприятного впечатления о мире, веры в надежность матери и чувства защищенности, являются причиной формирования комплекса обиды, тревоги и неполноценности. Кроме этого, соблю­дение режима кормлений может стать причиной функциональных нарушений, поскольку пищеварительная система грудного ребенка приспособлена к частому поступлению материнского молока. Продолжительный плач, на который нет отклика со стороны матери. В этой ситуа­ции у ребенка разрушается уверенность в надежности матери и бла­гоприятное впечатление о мире, что формирует у него комплексы тревоги, обиды и неполноценности, а также может стать причиной соматических и психосоматических заболеваний.

Вмешательство в естественное функционирование организма ребенка

Вмешательствами в естественное функционирование организма ре­бенка прежде всего следует считать искусственное вскармливание, кормление строго по часам, допаивание ребенка водой, введение различных прикормов до 4 - 6 месяцев, неправильное применение памперсов, применение свечей и газоотводных трубок. Все эти вме­шательства не являются безобидными и приводят к расстройству функций тех систем организма, на которые они прицельно направ­лены. Помимо функциональных расстройств они могут также по­влечь психические расстройства и психосоматические заболевания.

Искусственное вскармливание приводит к страданию и неполноценному развитию пищеварительной, выделительной, иммунной, эндокринной и нерв­ной систем и многим другим негативным последствиям. Только мате­ринское молоко обеспечивает полноценное формирование нервной системы ребенка, поэтому при искусственном вскармливании ее раз­витие нарушается в первую очередь.

Кормление строго по часам нарушает работу пищеварительной и выделительной систем.

Допаивание ребенка водой, раннее введение прикормов (до 4—6 месяцев) являет­ся инородным вторжением в функционирование пищеварительной и выделительной систем организма и потенциальным источником инфекции, а также различных желудочно-кишечных расстройств и заболеваний. Кроме этого, допаивание является причиной вялого со­сания, снижения потребности в грудном молоке и раннего прекра­щения грудного вскармливания.

Henpaвильное  применение памперсов, т.е. продолжительное ношение более 3 часов в день и применение в ночное время, вызывают у младенцев неприят­ные телесные ощущения, испытать которые может любой взрослый, надев памперс на пару часов, и делают процессы мочеиспускания и де­фекации недоступными для контроля. В первую очередь это приводит к развитию энуреза и энкопреза (недержание стула). Следует отметить, что правильным применением памперсов считается их использование лишь во время прогулок, визитов в гости, посещения детской поликли­ники и т.д. Кроме этого, вызываемый памперсами телесный диском­форт в области гениталий может привести к возникновению психо­сексуальных расстройств. Постоянное ношение памперсов может привести у девочек к сращению вульвы. Большим недостатком приме­нения памперсов является отсутствие осеменения кожи младенца нор­мальной флорой, а следовательно, повышенная восприимчивость к различного рода инфекциям. В тех ситуациях, когда мать использова­ла памперсы практически круглосуточно, а затем прекратила их ис­пользование, дети переносят самые разные инфекционные заболева­ния. Например, цистит, вульвит, воспаление придатков, простатит и т.д.

Многократное применение свечей, клизм и газоотводных трубок Результатом такого вмешательства является многократное раздражение ануса, ко­торое сочетается с чувством удовлетворения. Это может стать причи­ной различных психосексуальных расстройств (например, гомосек­суализма). При правильно организованном грудном вскармливании и уходе за ребенком не возникает вспучиваний, колик и других про­блем, которые делали бы эти меры необходимыми. Применение этих мер возникает крайне редко, в случае серьезного недомогания ре­бенка и должно назначаться только по жизненно важным показани­ям (Винникотт, 1998).

Неблагополучная адаптация к новому пространственному объему

Причиной неблагополучной адаптации новорожденного к новому пространственному объему и собственному телу могут стать полный отказ от пеленания и ранние прогулки, которые начинают до ис­полнения младенцу 30—40 дней, а также динамическая гимнасти­ка, популяризируемая различными родительскими школами и курса­ми подготовки к родам в воду. Следствием неблагополучной адапта­ции к новому пространственному объему является неадекватное от­ношение к пространству, нарушение пространственной ориента­ции и координации, боязнь открытых пространств (агорафобия), неблагоприятное впечатление об окружающем мире. Особо следует сказать о динамической гимнастике, которая является своеобразной акробатикой для младенцев. В ней присутствуют многочисленные подбрасывания, раскручивания и перевороты. Как подтверждают на­блюдения за развитием детей, с которыми регулярно занимались ди­намической гимнастикой, впоследствии устойчивым результатом та­ких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и паде­нием, стремление прыгнуть вниз с большой высоты [С. Гроф, 1993].

Насилие и жестокость

Насилие и жестокость по отношению к грудным детям — это особая группа самых неоправданных ошибок. В данном случае ребенок попадает в условия подавленного действия, поскольку не может адекватно ор­ганизовать защиту от сильных воздействий, в результате чего он подвер­гается тяжелейшему стрессу. Эта категория ошибок приводит к самым разным формам психических, психосоматических и психосексуальных расстройств, а также к телесным повреждениям и заболеваниям. Такими действиями можно считать сотрясения и травмы, моржевание и облива­ние холодной водой, плавание и проныривание грудничков.

Сотрясения и травмы. Ежегодно тысячи детей страдают от черепно-мозговых травм и погибают вследствие сильных сотрясений. Синдрому сотря­сения, названному SBS, чаще всего подвергаются младенцы в возрас­те до 4 месяцев. SBS впервые был описан в 1974 году. Результатом это­го синдрома могут быть летальный исход, слепота, кровоизлияние в мозг или глаз, образование кист в мозге, органические поражения моз­га, умственная отсталость, параличи, судорожные припадки, расстрой­ства речи и внимания. Даже незначительные сотрясения маленького ребенка могут привести к появлению царапин, ссадин и микро­кровоизлияний в мозг [Элвин Ф. Пуссен, профессор психиатрии Гар­вардского университета, 1998].

Причиной этого широко распространенного явления является неве­жество родителей, которые не знают, что сотрясения и встряхивания опасны для грудного ребенка. В большинстве случаев SBS возникает, когда взрослые сильно трясут малыша на руках или в коляске, желая прекратить его плач. Многие родители не понимают поведения и по­требностей новорожденного и грудного ребенка, считают, что он плачет им назло или просто капризничает, поэтому им кажется воз­можным применить к нему методы физического воздействия. В этом отношении особенно опасна распространенная в России динамиче­ская гимнастика, о которой мы говорили выше, изобилующая много­численными сотрясениями младенца и применяемая начиная с периода новорожденное™. Кроме травм мозга динамическая гимна­стика дает еще один отрицательный результат — травмы суставов, ко­торые родители наносят детям в результате неудачных подбрасыва­ний младенца. Если же малышу удалось избежать травм суставов, он все равно обречен на страдание. Чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий, что приводит к ограничению подвижности суставов, а кроме этого, утра­чивает гибкость и подвижность позвоночник и нарушается прост­ранственная ориентация.

Многие исследователи, занимающиеся этой проблемой, считают, что усилия по предотвращению SBS должны быть направлены на разви­тие системы образования родителей. Если бы все родители еще до рождения ребенка проходили курс специального обучения в центрах перинатального воспитания, получали необходимые сведения в по­ликлиниках, на работе и в местах, где проводят свой досуг, распрост­раненность этой ошибки в довольно скором времени можно было бы значительно сократить.

Раннее плавание и проныривание. Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживанием при этом является падение в бездну и разъ­единение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ре­бенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необрати­мы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем ми­ре, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровоте­чение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты забо­леваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носо­вые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжи­тельному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим осо­бенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и уш­ные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менинги­том и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных забо­леваний. Причина этого проста — во время плавания и пронырива­ния дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчи­тана только на усвоение материнского молока. Последствия допаива­ния и докармливания грудничков известны под названием «бутылоч­ной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболе­ваний, уносит миллионы детских жизней.

Моржевание, обливание холодной водой. Закаливание новорожденных и грудных младенцев, выражающееся в моржевании и обливании холодной во­дой, прежде всего является тяжелым холодовым стрессом. Помимо этого ребенку наносится серьезная психологическая травма: разру­шается благоприятное впечатление о мире, который является для ре­бенка местом, где его постоянно подвергают истязаниям; нарушает­ся вера в надежность матери.

Все эти переживания, несомненно, приводят к различным психосо­матическим и психическим нарушениям. Кроме этого, моржевание приводит к срыву в работе эндокринной, иммунной и сердечно-сосудистой систем. Согласно исследованиям, проведенным институтом педиатрии, у регулярно моржующихся детей значительно снижался фагоцитоз (способность фагоцитов захватывать и уничтожать мик­робы), т.е. способность организма бороться с инфекцией, и другие защитные реакции иммунной системы. Соответственно в группе моржующихся детей заболеваемость вирусными инфекциями значи­тельно выше, а любое ОРЗ или ОРВИ может легко перейти в хрони­ческое заболевание. Например, среди маленьких моржат гораздо ча­ще встречаются фарингит, тонзиллит, отит, гайморит, цистит, воспаление придатков у девочек. В группе закаливающихся детей значительно чаще встречаются нарушения микроциркуляции крови, аритмия, вегетососудистая листания и другие нарушения в функцио­нировании сердечно-сосудистой системы.

Другие ошибки

К разряду таких ошибок следует отнести переезды с грудным ребен­ком, визиты большого числа гостей, а также походы в гости и посе­щение людных мест. Обилие контактов с малознакомыми или незна­комыми людьми, перемена обстановки вызывают у ребенка тревогу и впоследствии могут привести к беспокойному сну и беспричинному плачу малыша.

Кроме этого, довольно распространенными ошибками можно счи­тать частое проведение контрольных взвешиваний, проверка ре­флексов новорожденного и интенсивный массаж, проводимый без необходимой адаптации к этой процедуре. Все эти мероприятия приводят к стрессу и другим негативным последствиям. Например, частые контрольные взвешивания, которые проводят ежедневно или несколько раз в день, могут привести к ненужному волнению матери, снижению лактации и остановке в наборе веса младенца.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz